Stop the
occupation
of Karelia

Stop occupation of Karjala

S.t.o.o.K

Свободных сердец

Translater

В финской историографии мы находим интересные сведения о том, что предки бьярменов, карел и квенов изначально были одним и тем же народом. Их культура возникла и развивалась в верховьях великих рек Петшора и Двина, к востоку от озера Квицён, где ведется торговля и транспорт по рекам Выцегда и Каме в сторону Волги и Черного моря и Греции. Скандинавские источники называли эту местность Бьярмеланд, а живущих там людей — Бьярмер. Ряд финских исследователей также считают, что слово бьярмер означает торговец.

В районе к востоку от озера Квитсён когда-то был центральный ареал культуры бьярмеров/карелов/квенов. Хотя эти культуры менялись на протяжении истории, даже сегодня они имеют как культурное, так и языковое сходство. Даже сегодня люди, говорящие на финских диалектах из Торнедалена и Северной Норвегии, могут легко общаться с карелами из Квитсьёена. И карелы из района Квицё так же легко могут общаться с коми, живущими дальше на востоке.

С другой стороны, западнофинская культура в Финляндии уходит корнями в финскую культуру, которая в тот же период возникла и развивалась вокруг Финского залива, а затем распространилась на север. Поэтому на момент образования государства в Финляндии существовало две финские культуры: восточная и северная, связанная с Карелией и Беломорьем, и южная и западная, лингвистически и культурно связанная с эстонской и ливонской культурой юга. Финского залива. Сегодня две культуры лингвистически слиты, но в статье о генетических исследованиях мы могли прочитать ранее в этом году, что различия в генах между востоком и западом в Финляндии больше, чем различия в генах между французами и британцами.

Морские плавники, зарегистрированные во фьордах побережья Северной Норвегии в конце XVI века, были в основном потомками волны миграции, пришедшей через Торнедален в XIII веке.

Финский исследователь Тааве Миккола (Дэвид Скогман) объясняет развитие квенского/карельского/бьярмского языка тем, что из центральной территории к востоку от озера Квитсьёэн произошло несколько волн миграций на юго-запад, которые создали карельскую культуру вокруг Онежского/Ладожского озер. и квенская культура во внутренней части Ботнического залива. Первая волна миграции, вероятно, произошла в первые века нашей эры и создала квенскую культуру вокруг Ботнического залива, включая Квенландию, известную нам из исландских источников. С другой стороны, последняя волна миграции, которая произошла в 13 веке, прошла через Ботнический залив и достигла Малангена в Тромсе.

История Бьярмерса/Карела/Квена, пришедшего в Маланген и получившего от короля разрешение поселиться там, известна примерно из современных исландских источников. В «Исландских огнях» говорится, что они бежали на запад из-за разногласий с татарами. Из других источников известно также, что в XIII веке татары вторглись на территории Бьярменов, завоевали половину их территории и ввели магометанство. Татары были мусульманами-суннитами.

Морские плавники, зарегистрированные во фьордах побережья Северной Норвегии в конце XVI века, были в основном потомками волны миграции, пришедшей через Торнедален в XIII веке. У нас есть документация об этом в декларации Лагмана Педера Хансена в Штайгене от 1596 года. Лагманн писал королю, что около 500 из них живут в Тюсфьорде со своими женами и детьми. Но и другие фьорды населены морскими плавниками — потомками бьярменов.

В налоговых списках Дании перечислены фьорды по фьордам и количество плавников в каждом фьорде. По словам адвоката Педера Хансена, у них есть привилегия, данная им королем Хоконом (V), и право на специальный налог. Это освобождение от земельного налога, о котором они заявляют, упоминается в более поздних документах как финнодель и соблюдается вплоть до 1737 года, когда король в Копенгагене отменяет финнодель, а также вводит полный налог на морские плавники. До сих пор Лагманн Педер Хансен в Штайгене в 1596 году.

Почти 250 лет спустя, в 19 веке, Норвегия вступила в период национализма. Вся нация стремилась к отделению от Швеции. Стало важно стереть из нашей истории все шведское и финское. Потому что Финляндия считалась частью Швеции. В конце концов, финский народ находился под властью Швеции более 600 лет. Тогда, в XIX веке, возникла идея, что морские плавники, которых описал Педер Хансен 300 лет назад, все-таки были не финны, а саамы.

Поэтому для нас, живущих сегодня, важно решить, каким наблюдениям мы должны доверять больше всего? Лагманн Педер Хансен, живший в одно время с морскими фингерами и, вероятно, тоже общавшийся с ними, и считавший их ластниками (бьярмерами/карелами/квенами)? Или стоит больше доверять норвежским историкам, которые в тот период, когда было важно удалить из норвежской истории как можно больше финнов, проанализировали материал по Педеру Хансену и пришли к выводу, что он неправ, морские финны были Сами? И здесь надо еще учитывать, что Педер Хансен — источник из первых рук, а историки 250 лет спустя — источники из вторых рук. Они анализируют старые тексты.

Тааве Миккола/Дэвид Скогман и Оскар Альберт Джонсен

Не для этого в приморско-финских деревнях вполне могли быть смешанные браки саамов, ведь современные источники описывают, что существует два типа финнов. Морские финны занимаются земледелием и ловят рыбу так же, как норвежцы и другие финны, лапперы, которые передвигаются по горам. Они регистрируются отдельно.

В финских учебниках истории мы также получаем информацию о некоторых других вещах, касающихся истории Северного Калотта, которые мало освещены в норвежской историографии. А именно, они полагают, что побережье Финнмарка в древние времена было частью сокровищницы карел, которая была разграблена, завоевана и обложена налогами норвежцами под руководством Эрика Блодёкса в 9 веке. Это также случай, который мы знаем из нашей норвежской истории с Эриком Блодёксом. А именно, что он сражался на севере Бьярмеланда и завоевал огромные богатства. Мы просто еще не осознали, что они разграбили именно Финнмарк. Это также означает, что Финнмарк (возможно, также Тромс) мог в то время быть западной частью Бьярмеланда.

Но контроль над Финнмарком, Бьярмеландом и налогами оттуда, похоже, не превратился в долгосрочную проблему для Норвегии. В любом случае нельзя сказать, что финны, квены и карелы Финнмарка были среди граждан, которые платили налоги охотно и с улыбкой на лице. Когда Торе Хунд был в Бьярмеланде около 1020 года, он действительно получил большую добычу, но это была простая кража в молитвенном доме Бьярмена. Когда его и его людей поймали с поличным, они бегут к берегу, преследуемые стражами Бьярми, с трудом проникают на корабли и бегут в Гьесвар. Таким образом, не было и речи о добровольных и лояльных налогоплательщиках, которые были у норвежцев на севере во времена Торе Хунда.

С 1115 года сохранилось положение, запрещающее всякую торговлю «кловаре», т. е. мехом; к северу от Веннесунда (между Брённёйсундхалвой и Квалёйей в самой южной части Хельгеланда), за исключением одного короля. Любой, кто нарушил ассоциацию, должен был быть оштрафован на 3 марки и лишен шкуры. (1)

Около 1240 года король Хокон Хоконссон отправился со своей армией на север, «христианизировал народ» и построил церковь в Тромсе. Из других источников мы знаем, что крестовые походы в Европу в XI-XIII веках были нацелены на христиан, имевших контакт с восточным христианством через Грецию. Они должны были быть «обращены» в католическое христианство. Тот факт, что был предпринят крестовый поход на Тромс, мы должны поэтому интерпретировать как уже в 13 веке население здесь, на севере, имело контакт с восточным вариантом христианства. А карелы уже так рано имели контакт с Папой Римским в Константинополе.

Крестовые походы, похоже, закончились, когда 8-10 лет спустя, в 1251 году, прибыли эмиссары из Новгорода и пожаловались на военные действия между царскими людьми и карелами в Финнмарке. Мир был заключен, но только через 20 лет, в 1271 году, исландские анналы сообщают, что карелы и квены сразились (опустошили) Хологаланд, что в то время означало Хельгеланд, а затем стали «господинами Финнмаркена».

Затем, согласно источникам, прошло «несколько лет» без поступления налогов из Финнмарка королю Норвегии. Только в 1310-11 гг., примерно 40 лет спустя, когда король отправил на север исландца Гиссура Галле с армией (4 корабля) и взял дань (разграбленную в Финнмарке), был собран финский налог. Но радость длилась недолго, потому что всего через 5 лет после этого, в 1316 году, источники сообщили, что русские (2) воевали в Гельгеланде и убили много мужчин. И лишь спустя 7 лет, в 1323 году, карелы сожгли и нашли царское имение Бьяркёй.

Здесь источники меняют обозначение союзников карел. Раньше они использовали термин «карелы и финны», но после разрушения фермы риксфорстандера Эрлинга Видкунссона на Бьяркёй их стали называть «карелами и финнами». Это можно рассматривать как знак того, что термин «квен» будет заменен термином «финн», а затем вернется к датской администрации в смысле «финны, являющиеся гражданами Швеции».

После 1323 года войны между норвежцами и карелами/финнами/квенами продолжались более 100 лет. Вплоть до 1444 года. Настоящим источником спора, очевидно, была норвежская колонизация Финнмарка. Оскар Альберт Йонсен пишет в книге «Политическая история Северной Норвегии». Осло 1943, стр. 12, что карелы рассматривают норвежское поселение в Финнмарке как «неоправданное вторжение в карельскую сокровищницу».

(1) Профессор Оскар Альберт Йонсен: политическая история Северной Норвегии. Осло, 1943 год. стр. 7.

(2) В начале XIV века термин «русские» входит в норвежские средневековые источники в связи с карелами и финнами. Профессор Хейкки Киркинен из Университета Йоэнсуу заявил на лекции на историческом семинаре в Оверторнео в 2008 году, что средневековые источники часто используют термин «русские» для тех, кто следовал восточному христианству. Поэтому нельзя сразу сделать вывод, что термин «русские» относится к этническим русским, когда встречаешь этот термин в средневековых источниках.

ИСТОЧНИКИ:

Декларация Лагмана Педера Хансена 1596 – 1

Декларация Лагмана Педера Хансена 1596–2