Ежедневной пищей жителей здешнего края преимущественно служат разного рода рыбы – Окуни (Агвень), Щуки, (Гауйги), Ряпусы (Мусях), Налимы (Матикка), Сиги (Шиига). Рыбу варят в чугунных котлах (Чугунные котлы имеются в каждом порядочном хозяйстве. В них варят разную пищу. Есть большие котлы в которых парят платье, варят скоту пойло и т.п.) с примесью муки, крошеной репы и картофеля. Картофель вареный, который подается к столу после рыбы. Репа пареная и печеная, квас репный (Он делается так. Варят репу в больших чугунных котлах, потом дают простыть и вскиснуть и тогда наливают водою лагун в который вливают вскишший суроп репный. Ягодным соком придают красный колер и когда все это устоится – квас готов.). Этим и оканчивается крестьянский постный обед здешнего крестьянина. В скоромные дни пища состоит из той же рыбы, исключая разве репу и картофель вместо коих является на стол молоко и чухонское масло, с тем только различием что они подаются к столу прежде ухи и рыбы. Если бывает когда и дичина, то она варится как простое мясо. Суп подается вместо щей и потом дичина. Далее черные ватрушки и этим оканчивается скоромный будничный а нередко и праздничный обед крестьянина.
Не излишне сказать здесь и о хлебе, который нередко можно встретить между Беднячками-крестьянами здешнего края. Он приготовляется из муки с примесью картофеля а нередко, особенно в весеннее время с примесью соснового порошка – из сосновой коры.
Картофель – употребляемый в хлеб сначала варят потом мнут в кадушках и мятый примешивают в мучное тесто. Сосновая же кора употребляется в примесь хлеба совершенно иным – следующим образом. Весной в конце Мая месяца дерут сосновую кору широкими пластами, очищают ее от верхней грязной шелухи и тонкий чистый пласт сушат на солнце. Потом, когда надобно сделать муку, пласты эти поджаривают на горячих углях, от чего на них образуются прыщи и они высыхая делаются рыхлыми, а след. более удобными к размельчению – тогда пласты эти толкут в обыкновенных ручных ступах а для приведения в более мелкий порошок мелют на ручных жерновах. К этому, приготовленному таким образом порошку – присовокупляют малую часть муки, как бы только для связи, и из него приготовляют обыкновенным образом хлеб – годный в пищу людям. Порошок, а из него и хлеб имеют сладковатый вкус, и, говорят, питателен. Вот одно обстоятельство не оспорно доказывающее питательность соснового порошка претворенного в хлеб с малой частью муки: Один из крестьян здешнего края, имевший семейство 7 взрослых душ, и, будучи так беден, что не имел ни какой возможности заготовить хлеба для своего семейства, а потому прибег к этому способу пропитания – сосновому порошку, купив для связи и удобнейшего приготовления хлеба фунтов ржаной муки и этим количеством муки, вмешивая ее в сосновый порошок, содержал свое семейство 15 дней. Так что в продолжение этого времени и после, семейство его осталось не только здорово; но даже без труда отправляло все крестьянские работы.
К ежедневной пищи принадлежат также: конопляная каша. В дни постные и особенно когда непозволительно употреблять в пищу рыбы – варят конопляную кашицу. Она приготовляется так: Берут несколько конопляного семени, поджаривают на сковороде и толкут его в ручной ступке, к этому примешивают несколько житной крупы, наливают водой и; положив соли, варят в котлах как, обыкновенную кашу и когда подают на стол эту кашу – вливают туда столовую ложку конопляного же масла.
Силакки. – Соленая рыба разного роду, которая в дни постные подается на стол не вареная, а только что обмытая от излишней соли и рассолу. Она приготовляется так: берут какую либо, всегда, из крупных, рыбу. Солят ее в обыкнов. катку и, когда она совершенно просолится, вынимают из катки, вымывают прежнюю соль, как можно чище, и потом снова солят в особую катку и чрез несколько дней силакки готова.
Сосновые лепёшки. Они приготовляются следующим образом: варят картофель, очищают от шелухи, толкут и разводят водой, так что образуется жидкий раствор – раствор этот сгущают вышеупомянутым сосновым порошком и выходит тесто. Из этого делают лепешки величиной в чайное блюдечко и пекут в самой жаркой печи или даже на горячих углях.
Необходимую принадлежность праздничного стола составляют: чухонское масло, молоко, рыбный пирог, уха-рыбная, поджаренная рыба, ватрушки из черной муки, пироги толстые и пряшеные: Вот описание одного из здешних – праздничных обедов – вполне характеризующих все праздничные столы жителей здешнего края:
Стол накрывается узорчатой скатертью, хозяин приступает к столу и окрестив хлеб ножом режет его, полагая длинные отрезы (ломти) вокруг стола так, что из них образуется хлебная цепь по трем краям стола и, положив немного недорезанный хлеб с ножом на нижний конец стола, уходит. Хозяйка торопливо приносит на стол оловянные ложки, раскладывая их по числу гостей во круг всего стола и, уходя, приносит на тарелки кусок чухонского масла, в чашки молоко смешанное с творогом и, ничего не говоря, кланяется всем гостям, только что ожидающим приглашения садиться кушать. Хозяин между тем являясь с грудою полотенцев, просит гостей откушать хлеба-соли приветствуя их словами: «Ну гости – не извините – прошу покорно садиться». И гости помолившись Богу и усевшись за стол, принимают от хозяина приготовленные полотенца приговаривая «а напрасно» и начинают кушать. Между тем хозяин взяв приготовленный уже графин с водкой, наливает рюмку и предлагает первому из гостей а за ним следующему и т. дал. Обошед таким образом всех по порядку – ставит графин и рюмку на середину стола и просит без церемонии кушать. Затем хозяйка приносит рыбный пирог и потом ватрушки. Далее уху. Затем рыбное жаркое на сковороде. Лишь гости начинают кушать поджаренную рыбу, хозяин до сего времени стоявший пред столом в глубоком молчании, как бы проснувшись говорит: «А что гости? — не извините, — Ведь рыба то по воде ходила». – И гости уже давно ожидавшие такого — доброго словца хозяйского, не ожидают вторичной просьбы. – Первый из них а затем и следующие наливают по рюмке и осушают их без всякой церемонии. Наконец хозяйка приносит пряженые пироги и раскладывая их гостям с поклоном приговаривая: «Кушайте гости, — за прочи пищи не извините». И с видом более веселым, как бы уже кончивши все хлопоты, стоновится к столу а хозяин и гости наливают по рюмке за здравие пирожницы. Этим тостом пирожницы и оканчивается весь праздничный обед жителей здешнего края.