В пятницу финский парламент в ходе крайне напряженного голосования одобрил так называемый ”закон о выдворении”.
Исключительный закон вступит в силу немедленно, но не будет реализован сразу. Он находится в арсенале Финляндии на тот случай, если в нем возникнет необходимость. Необходимость возникнет, если Россия возобновит систематическую и масштабную переправку через границу граждан третьих стран, приезжающих без шенгенских виз в Финляндию в качестве просителей убежища.
Звучит сложно, а может стать еще сложнее.
Одна из целей закона о выдворении – обеспечить частичное открытие восточной границы. Финляндия уже семь месяцев держит восточную границу полностью закрытой, что, по крайней мере, с точки зрения обывателя, было даже еще более радикальным решением, чем принятый сейчас закон о выдворении.
На восточной границе не принимали ни просителей убежища, ни лиц с двойным гражданством, приезжающих к своим родственникам. Если новый закон о границе приведет к тому, что Финляндия откроет хотя бы один из своих пунктов пересечения границы, это уже будет большим облегчением для многих финнов и россиян.
В России тоже с нетерпением ждут открытия границы. Об этом свидетельствуют статьи в российских СМИ, где закон о выдворении преподносится как закон, позволяющий открыть границу. Даже российская элита не в восторге, что вынуждена въезжать в Финляндию через Эстонию или Норвегию, и некоторые из них едут к нам именно по делам путинского режима.
Если Финляндия откроет свою восточную границу, следующий шаг будет за Владимиром Путиным. Если Путин решит вернуться к нормальной практике, то есть, поручит пограничным службам ФСБ проверять шенгенские визы путешественников, то закон о чрезвычайном положении может пылиться в ящике срабочими инструментами. Однако более вероятно, что Путин решит испытать нервы Финляндии.
Если бы границу открыли, Россия могла бы начать пропускать в Финляндию небольшое количество просителей убежища на нерегулярной и регулярной основе. Если в один день прибудет пять человек, на следующий – ни одного, на третий – двадцать, а на следующей неделе – только два, что будет делать Финляндия? Трудно утверждать, что такое количество просителей представляет собой крупномасштабную гибридную операцию, поэтому о введении закона о принудительном возвращении не может быть и речи, и Россия может продолжать медленно подкрадываться к Финляндии таким образом сколь угодно долго.
Не исключено также, что Путин решит быстро направить к границе тысячи ищущих убежища мигрантов. Если Финляндия введет закон о выдворении и попытается отправить их обратно в Россию, это легко могло бы привести к потасовке, а то и к более серьезным инцидентам. Однако стоит помнить, что в арсенале Финляндии есть и такой проверенный вариант – полное закрытие границы.
Путин всегда может сделать вид, что у него нет права блокировать проход просителей убежища через открытый пограничный пункт. Но, похоже, Путин не может позволить себе сделать вид, что Россия не может контролировать свою собственную внешнюю границу, когда ни один пограничный пункт не открыт. Именно поэтому на восточной границе сейчас так спокойно. Лишь несколько человек прошли через леса, как это происходило всегда на протяжении многих лет.
Полное закрытие границы всегда можно возобновить. Об этом стоит помнить также и в клепающих заговоры мастерских Кремля.
Перевод статьи на русский Элиза Иивонен, проверка перевода Арья Паананен. Artikkelin käännös Eliza Iivonen, käännöksen tarkistanut Arja Paananen.