Stop the
occupation
of Karelia

Stop occupation of Karjala

S.t.o.o.K

Свободных сердец

Translater

Статистика преступлений в Восточной Карелии 19 век

Вглядываясь в жизнь карел, можно придти к тому заключению, что народ этот поразительной честности и вполне нравственный. Как преступлений против чужой собственности, так и против личности почти  не замечается. Если мелкие проступки (в виде: ссор, драк, обманов) и встречаются, что весьма редко, то к таковым лицам народная молва относится с полным пренебрежением.
 
 При таком положении дел, трудно определить: какие преступления господствуют у карел и какия – нет. Если карелы не решаются на убийства, грабежи, разбои и крупное воровство, то, само собою разумеется, что к этим преступлениям они относятся с презрением.
 
 И действительно, чтобы карел решился на одно из названных преступлений, для этого нужно поставить его в такие нечеловеческие условия, которые будут в состоянии изменить его спокойную натуру за те пределы, где кончается рассудок и начинаетъ действовать безумие. Но так как подобное обстоятельство есть явление исключительных случаев, то убийства, разбои, грабежи и самоубийства, встречающиеся когда либо у этого народа, нужно смотреть как на исключительные вещи.
 
Детоубийства и изгнания плода не встречается у карел; да и вряд ли эти деяния знакомы карелу. И зачем спрашивается, прибегать к этим противоестественным средствам, когда на наших глазах совершаются, подчас, браки с такими девушками, которые производят на свет Божий прекрасных детишек.
 
Как  сказано выше, карелы народ весьма нравственный. Исходя из этого положения, невозможно допустить среди них: пьянство, разврат в форме сводничества, изнасилование и прочее. Как и каждому человеку на земном шаре доступно и вполне необходимо удовлетворение потребностей физиологических, то, в силу этого закона, карелы пьют вино, но безшабашно, до омерзения, никогда не напиваются. Иногда карел имеют тайную любовь, но никогда не доводит ее до гнусностей.
 
 Карелы любят лечить больных своими изобретенными медицинскими средствами, которые, подчас, облекают в форму таинственных амулетов и гордятся  своим искусством. Уважаемы в карельском народе знахари и колдуны. К ним весьма часто обращаются за помощью и советами.
 
Так-как «нет правил без исключения» то, как на подобное исключение, можно указать мелкое воровство, впрочем, вращающееся, по преимуществу, в области «драгоценного метала». Далее этой черты следов краж у карел не обнаружено. 
 
Весьма понятно, что попавшийся воришка получает должное наказание или от народной расправы, которое в этом случае, ограничивается приличной дозой ударов, или от строгой Фемиды, которая взвесив на весахъ правосудия проступок, отправляет виновного в «дядин дом» —  (тюрьму) испытывать удовольствие сидячей, под замком, жизни.
 
Конокрадство – явление весьма редкое и почти незнакомое карелу. Хотя оно и существует в Олонецком уезде, но ремеслом этим занимаются бобыли-фины, впрочем, не всегда особенно удачно.
 
Доклад, члена губернского статистического комитета Колясников // 1886 год