В прошлом пиво было хорошо известно по всей территории проживания карел, ижоры, води и другим родственным нам народам .
Возможно, как раз напиток из “Калевала” имел в виду упссальский архиепископ и ученый Олав Магнус, когда в 16 веке в своей книге «История Северных народов» писал, что финны варят самое крепкое в Скандинавии пиво. Оно «делает людей твёрдым и помогает им выдерживать тяжелейшую работу»
Есть упоминания карельского пива и в нашем эпосе «Калевала» :
«Пиво есть у нас и дома,
Пиво есть в еловых бочках,
За дубовой втулкой бродит»
Описанию процесса варки пива посвящен большой фрагмент Двадцатой руны, при этом приводится даже нечто вроде рецепта. Для приготовления olut punainen (красного эля) Osmotar, oluen seppä, Kapo, kaljojen tekijä (Осмотар, варительница эля, Капо, создательница пива) сначала взяла шесть горстей ячменя, семь шишек хмеля и восемь черпаков воды и поместила их в деревянный бочонок.
Когда Осмотар увидела, что пиво не бродит, она начала посылать созданных магическим путем животных за другими ингредиентами: белку за еловыми шишками и сосновыми почками, пчелу за медом, а куницу (näätä kultarinta – золотогрудая куница) – к берлогам за слюной разъяренных медведей, содержащей дрожжи (Kourin hiivoa kokoa, käsin vaahtea valuta – ручкой набери дрожжей, лапкой зачерпни пены).
Впоследствии традиция приготовления пива была утрачена почти повсюду, исключая только верхневолжских ( тверских ) карел, которые в ещё недавно варили пиво довольно часто. Его готовили из ячменя, ржи и даже овса.
Пиво варили весь год, но выделяются периоды, когда это происходило наиболее часто: весна-лето и осень — пора престольных и других церковных праздников: Пасха, Николин день, Троица, Иванов день, Ильин день, Успение, Богородицы день, Покров.
Также пиво варили на значимые события жизни человека: день рождения, свадьбу, проводы в армию, новоселье, поминки.
Приготовлением пива занимались мужчины, и чаще всего это были опытные, знающие старики . Статус мастеров пивоварения в сознании людей закреплен особыми терминами — «пивовар», «варцы», «чашник». «Общее» пиво варили в «складчину» по несколько человек .
Процент участия в процессе пивоварения женщин не велик, так как сложная и трудоемкая технология им не по силам, поэтому их роль заключалась только в одном: «приголовок-от подымали
бабушки» , они «мел’ готовили и приходили на навеселку» . Совершали при этом «ряд магических действий: «приговаривали», пели и плясали, чтобы пиво “ходило”».
На берегу реки или пруда ставили большие 30-ведерные кадки. Сусло с налитой в бочки водой кипятили с помощью накаленных до красна на Кострах больших камней. Здесь находилось специально предназначенное для пивоварения помещение — деревянный сарай («поварня», «пивоварня», «срубина») с тремя стенами, в котором происходило все действие.Здесь же хранились необходимые инструменты: бочки (большие — «ходовик», «судно», «пивоход» — объемом 100-200 л; маленькие, объемом 10 л), ковши (длиной 1,5 м), чтобы черпать пиво, котлы, колоды, клещи, весла.
Над потолком располагались железные балки, на которых висел котел для кипячения воды, под которым разжигали костер. Рядом с сараем складывали другой, особый костер — «груду» (накладывали слой дров на слой камней и т.д.), на котором накаливали камни. Исполнителями подчеркивается тот факт, что использовали только серые камни: синие никогда не брали, так как они при накаливании разрывались на части. Существует и более поздняя форма — в домашней печи, в чугунах, только для семьи, в небольших количествах.
Первый этап всего действа — приготовление солода («солод водят» — самый большой по продолжительности и затрате сил, что подчеркивается исполнителями: «Ой, сколь длинная песня с этим солодом!» Следующий этап — собственно процесс приготовления пива, который у народных исполнителей имеет термин — «заваривать пиво» («Пиво заваривали благословясь, с добрым словом: “Бог помощь!”» ). В «судно» засыпали солод и, постоянно помешивая, добавляли горячей воды.
С помощью клещей опускали нагретые докрасна камни: ими поддерживали необходимую температуру. После появления и оседания пены пивовар понемногу расшатывал штырь (палка, равная высоте бочки), которым закрывалась дыра на дне «судна». Штырь всегда обматывали соломенной «бабкой» , которая задерживала «дробины» и «гущу» .
Далее происходило обязательное действо — «первая проба» сусла: все жители деревни, приходили его пробовать. Существовала примета: «Когда сусло бежит, то никому не отказывали, всех угощали, а то можешь пиво испортить» .
При процессе пивоварения спускали три сорта сусла: после того, как сбежало первое, в «судно» добавляли воды и снова кипятили, тогда сбегало второе, а затем и третье. Из трех видов сусла варили три сорта пива, и каждый вид главного ингредиента (сусла), и конечного результата (пива) отличался друг от друга вкусовыми и внешними качествами: первое — самое «вкусное», «темное», «густое»; второе — «светлое», «жидкое» (получает название «половинцято»).
Наиболее разнообразную характеристику получал третий сорт пива, отличавшийся самым низким качеством: «жидель» , «квас» , «третьяк» , «опосье» , «брага» . Сусло переливали в небольшие бочонки, в которых оно могло долго храниться.
Далее наступал третий этап — «навесёливание» пива — самое
главное, сакральное действие во всем процессе, совершаемое уже
в доме. Перед самим «навеселиванием» пиво в бочке переваривали с хмелем.
В большинстве случаев готовила «пригол’овок» («навесел’ку», «приговорок», «опару») хозяйка: смешивала в квашне
или ведре сусло с хмелем, добавляла «мел»; «пригол’овок» начинал «ходить». Когда пиво становилось теплым, хозяйка с песнями, плясками, приговорами, «зуханиями» выливала «навеселку» в «ходовик»
(бочка для «навесёливания» пива).
При «навесёливании» она постоянно мешала его веслом. Существовала примета: как люди веселятся у бочки, так и на празднике будет весело («Пиво весело ходит — значит и праздник веселый будет» ). Пиво может «ходить», то есть бродить целые сутки. По словам народных исполнителей, когда пиво «ходит», оно «гудит», а вместе с ним и «весь дом гудит», ходуном ходит.
В традиции существовал специальный способ для определения готовности пива к процессу навеселивания: на руку капали немного пива, если не жгло, то можно навеселивать .
Напиток характеризуется как «крепкий», «пьяный», «живой» («Пиво живет», «ходит» ).
Очень важное значение для процесса приготовления имеет хмель, его символика, что ярко прослеживается в выражениях «хмельное пиво», «двоевар» (пиво, в которое два раза положили хмель для его крепости): хмель придает особый специфический вкус и крепость.
После того, как пиво отстоялось, его переливают через решето (отделяют от хмельных шишек — «нахмелин») в небольшие бочки, специально предназначенные для него (заполняли не до краев, так как бочка могла взорваться). Бочонки ставили на хранение в прохладном месте: подполье, подвале, «леднике» (подвал, который специально намораживали зимой — приносили лед, чтобы хранить там пиво).
Этот процесс называется «перекладины», с которым связана примета: «На перекладинах пиво не убывает». Здесь совершается «первая проба» пива, когда все присутствующие обязательно должны похвалить приготовленный напиток и пивовара («Пусть похвалят люди, которые придут пробовать» ). Затем пиво пили на праздниках. Отмечали всей деревней вместе или по-отдельности: «Пиво варили в складчину, ссыпались, а потом делили и
праздновали по-отдельности» ).
Сначала пили «первое» пиво, которым угощали самых дорогих гостей, родственников, затем «второе», а третье пиво часто допивали сами. Также в существует традиция приходить друг к другу после праздников «допивать пиво».
Одно из самых значимых мест пиво как сакральный напиток занимает в свадебном обряде. С ним встречают молодых, угощают гостей, «свадебный поезд».
В начале праздничного застолья хозяин с «братыней» пива (были медные и глиняные) угощал гостей: «Кушайте, гости! Чем богат, тем и рад! Попробуйте, поугощайтесь,
каково пивко!» .
При угощении пивом также пели припевки:
Пей-ко, попёй-ко,
На дне-то копейка.
Пьешь да попьешь,
Золотую найдешь! .
В ответ на это гости хвалили пиво: «Господи, благослови! Каково пивко-то попробуем-ко! Ох, какое крепкое, хорошее наварили!»
Характерной особенностью является абсолютно точная, общая традиция приготовления пива на всей территории Тверской Карелии. Пиво как сакральный напиток имеет большое значение в
жизни деревенской общины, человека в частности. Оно является обязательным «элементом обрядово-праздничной культуры» народа.
К началу 20 века сакральные традиции пивоварения были практически везде утрачены. Лишь некоторые семьи продолжали варить пиво для личных нужд.