(Статья-текст историка добавлена без изменений)
Шведский историк Филипп Иоганн Страленберг, узнавший во время пребывания на Урале о находках византийской и иранской серебряной посуде на верхней Каме, первым отождествил Биармию и Пермь Великую, что приняли многие историки без всяких доказательств. А поскольку главным городом Перми Великой являлась Чердынь, то и ей стали приписывать Биармию.
С подачи известного финноугроведа Д.В. Бубриха началось отождествление слов «Биармия» и «Пермь» с вепским топонимом «Perämaa» (Заволочье), который новгородцы, стремившиеся к широким торговым связям, заимствовали от вепсов (финноязычный народ в районе Ладожского и Онежского озер) и перенесли его на вычегодские и камские земли, где проживали предки коми и коми-пермяков.
Однако гипотезу о соединении в одном слове финского «Пермь» и скандинавского «Биармия» не принимают во внимание многие ученые. Но лингвистами признано, что из финского топонима «Перама» пошло слова «Перемь», а затем «Пермь», которое стало официально употребляемым. Оно же перешло на коми – коренной народ верхней Камы – и стало для него этнонимом «пермяк», «пермяки». С образованием национального округа в 1925 году оба этнонима были объединены в одно название народа – коми-пермяки.
Историки не исключают, что походы викингов (на Руси их называли варягами) к Волжскому торговому пути могли затрагивать Пермь Вычегодскую и Пермь Великую, поскольку на их территориях обнаружены предметы западноевропейского происхождения. Но их, как известно, насчитывается немного, и они могли попасть на берега Вычегды и Камы не напрямую из Скандинавии, а через древнерусские города.
— Георгий Чагин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой древней и новой истории Пермского университета, город Пермь
Свободу Народам!
Текст подготовлен Автором: Лейф