Самая известная и самая древняя вышивка у карел имела геометрические мотивы, геометрический орнамент и узоры, они же отражаются у наших предков и в резьбе по дереву и в украшениях домов.
Народное декоративно-прикладное искусство, и в частности вышивка, привлекает все более пристальное внимание исследователей. Это
объясняется тем, что традиционная вышивка как важная составная часть
народной культуры является средством выражения художественных
вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент тесно связан с историческими судьбами создававшего его народа.
Вышивку русского населения Европейского Севера изучают давно и.
систематически. Вышивка же карел изучена мало.
В задачу настоящей статьи входит общая характеристика Карельской народной вышивки как источника, помогающего вскрыть некоторые
аспекты исторического прошлого карел.
Работа написана на основе полевых материалов, собранных автором
в 1969— 1973 гг. в районах расселения трех этнолингвистических групп
карел: ливвиков, людиков и собственно карел. Изучены также коллекции карельской народной вышивки, хранящиеся в различных музеях.
В результате зафиксировано более 500 образцов народной вышивки, относящихся к середине XIX — началу XX в.
Для выявления географического распространения отдельных мотивов автор использовал метод картографирования.
Прилагаемые к статье карты — первый опыт картографирования народной карельской вышивки второй половины XIX — начала XX в. Карты
составлены по различным видам орнаментальных, мотивов с учетом техники исполнения. Основной картографируемой единицей была волость.
В карельской вышивке четко выделяются геометрические и сюжетные
мотивы. Последние подразделяются на узоры антропоморфные, орнитоморфные, зооморфные, растительные, а также смешанные, в которых
сочетаются разные мотивы. Другие орнаментальные мотивы требуют дополнительного изучения. Однако и имеющиеся у нас материалы дают представление об ареалах бытования различных типов, вышивки, ее локальных вариантах, помогают выявлению историко-культурных взаимосвязей карел с другими
народами.
Основными видами украшения текстильных изделий у карел в XIX—
нач. XX в. были вышивка и тканые узоры, распространенные повсеместно, но неравномерно. В одних районах (в Медвежьегорском — куст Паданы, Олонецком — около г. Олонца) преобладало узорное ткачество, в
других (Суоярвском, Пряжинском, Кондопожском , Муезерском)— вышивка. В Олонецком, Прионежском, Медвежьегорском и других районах
одежда и ткани бытового назначения украшались как вышивкой, так
и ткаными узорами. На севере Карелии бытовали полихромная вышивка (шелковыми нитками), вязание и простейшие способы станочного
тканья; вышивкой хлопчатобумажными, нитками здесь почти не занимались. :
Искусство вышивки у карел нередко имело характер ремесла. Например, в деревнях Седокса, Рыпушкалида’.и других бывшего Олонецкого уезда, где подзоры, полотенца и различные изделия изготовлялись
для продажи5. Но чаще всего вышивание оставалось в крестьянских
семьях сугубо домашним занятием, сохраняя немало архаических черт,
восходящих к искусству XVIII в. и более раннего периода.
Украшенные вышивкой изделия выполняли не только различные
утилитарные функции, но и были одним из обязательных элементов декоративного убранства жилища во время многочисленных праздников
и торжеств. Кроме того, им принадлежала значительная роль в обрядах.
Так, существовал обычай развешивать вышитые полотенца на могильных крестах, оградах, деревьях, считавшихся «священными». «Освященные» полотенца были необходимым атрибутом во время поминальных
обрядов.
Вышивкой карелы украшали женскую одежду — рубаху (ratssina) и
головной убор — сороку (sorokka), а также полотенца (kasipaikka,
vuorpaikka) и подзоры (tera). Орнамент вышивки выполнялся косым
стежком (puoliristi), набором (poimendaluadu), двусторонним швом
(kakscuraiseksi), «крестиком» (risti), «по-выдергу» (nyhitty, vasimytty)
тамбуром (koukku ombeltu, tamburall) и др.
Для орнамента вышивки карел, как и для орнамента финно-угорских
народов севера Восточной Европы, характерны геометрические узоры.
Следует заметить, что многие геометрические мотивы распространены
во всем мире и считаются наиболее древними видами орнаментации8.
Геометрическими узорами на территории северо-запада Восточной
Европы текстильные изделия украшали на протяжении многих веков. На
это указывают археологические материалы раннего’ средневековья из
курганов Приладожья, в которых найдены фрагменты шерстяных тканей
с узорами из многоугольников, ромбов, простой и сложной свастики,
S-образных фигур, выполненных нашивками бронзовых спиральных
пронизок.
объясняется тем, что традиционная вышивка как важная составная часть
народной культуры является средством выражения художественных
вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент тесно связан с историческими судьбами создававшего его народа.
Вышивку русского населения Европейского Севера изучают давно и.
систематически. Вышивка же карел изучена мало.
В задачу настоящей статьи входит общая характеристика Карельской народной вышивки как источника, помогающего вскрыть некоторые
аспекты исторического прошлого карел.
Работа написана на основе полевых материалов, собранных автором
в 1969— 1973 гг. в районах расселения трех этнолингвистических групп
карел: ливвиков, людиков и собственно карел. Изучены также коллекции карельской народной вышивки, хранящиеся в различных музеях.
В результате зафиксировано более 500 образцов народной вышивки, относящихся к середине XIX — началу XX в.
Для выявления географического распространения отдельных мотивов автор использовал метод картографирования.
Прилагаемые к статье карты — первый опыт картографирования народной карельской вышивки второй половины XIX — начала XX в. Карты
составлены по различным видам орнаментальных, мотивов с учетом техники исполнения. Основной картографируемой единицей была волость.
В карельской вышивке четко выделяются геометрические и сюжетные
мотивы. Последние подразделяются на узоры антропоморфные, орнитоморфные, зооморфные, растительные, а также смешанные, в которых
сочетаются разные мотивы. Другие орнаментальные мотивы требуют дополнительного изучения. Однако и имеющиеся у нас материалы дают представление об ареалах бытования различных типов, вышивки, ее локальных вариантах, помогают выявлению историко-культурных взаимосвязей карел с другими
народами.
Основными видами украшения текстильных изделий у карел в XIX—
нач. XX в. были вышивка и тканые узоры, распространенные повсеместно, но неравномерно. В одних районах (в Медвежьегорском — куст Паданы, Олонецком — около г. Олонца) преобладало узорное ткачество, в
других (Суоярвском, Пряжинском, Кондопожском , Муезерском)— вышивка. В Олонецком, Прионежском, Медвежьегорском и других районах
одежда и ткани бытового назначения украшались как вышивкой, так
и ткаными узорами. На севере Карелии бытовали полихромная вышивка (шелковыми нитками), вязание и простейшие способы станочного
тканья; вышивкой хлопчатобумажными, нитками здесь почти не занимались. :
Искусство вышивки у карел нередко имело характер ремесла. Например, в деревнях Седокса, Рыпушкалида’.и других бывшего Олонецкого уезда, где подзоры, полотенца и различные изделия изготовлялись
для продажи5. Но чаще всего вышивание оставалось в крестьянских
семьях сугубо домашним занятием, сохраняя немало архаических черт,
восходящих к искусству XVIII в. и более раннего периода.
Украшенные вышивкой изделия выполняли не только различные
утилитарные функции, но и были одним из обязательных элементов декоративного убранства жилища во время многочисленных праздников
и торжеств. Кроме того, им принадлежала значительная роль в обрядах.
Так, существовал обычай развешивать вышитые полотенца на могильных крестах, оградах, деревьях, считавшихся «священными». «Освященные» полотенца были необходимым атрибутом во время поминальных
обрядов.
Вышивкой карелы украшали женскую одежду — рубаху (ratssina) и
головной убор — сороку (sorokka), а также полотенца (kasipaikka,
vuorpaikka) и подзоры (tera). Орнамент вышивки выполнялся косым
стежком (puoliristi), набором (poimendaluadu), двусторонним швом
(kakscuraiseksi), «крестиком» (risti), «по-выдергу» (nyhitty, vasimytty)
тамбуром (koukku ombeltu, tamburall) и др.
Для орнамента вышивки карел, как и для орнамента финно-угорских
народов севера Восточной Европы, характерны геометрические узоры.
Следует заметить, что многие геометрические мотивы распространены
во всем мире и считаются наиболее древними видами орнаментации8.
Геометрическими узорами на территории северо-запада Восточной
Европы текстильные изделия украшали на протяжении многих веков. На
это указывают археологические материалы раннего’ средневековья из
курганов Приладожья, в которых найдены фрагменты шерстяных тканей
с узорами из многоугольников, ромбов, простой и сложной свастики,
S-образных фигур, выполненных нашивками бронзовых спиральных
пронизок.