Повториться ли история в этот раз?
Сможем ли мы карелы противостоять русским и добиться Независимости?
Национальный вопрос в Карелии в годы перестройки
Важнейшей особенностью общественно-политического развития Карелии в годы перестройки стало выдвижение в центр общественного внимания национального вопроса.
По данным переписи населения 1989 г., в СССР проживало 212 тыс. финнов, вепсов и карелов, на долю республики приходилось менее половины.
Они составляли 13% населения республики. Основным разговорным языком являлся русский. Им свободно владело 99,4% населения республики. Считали родным или могли свободно говорить на карельском языке 63,5% карелов.
На вепсском языке свободно говорили 55,1% вепсов, на финском языке -40,8% финнов -13%.
В 1986-1987 гг. в республиканских средствах массовой информации представители национальной интеллигенции начали поднимать вопрос о необходимости возрождения карельского и вепсского языков.
Одновременно выдвигались предложения о создании национально-культурных обществ, призванных способствовать национальному возрождению народов Карелии.
В дальнейшем в центре внимания оказались вопросы национально-государственного статуса республики. Острую дискуссию вызвал вопрос о том, какие народы следует считать коренными для Карелии.
В итоге дискуссии таковыми признали карелов, вепсов и РУССКИХ.
Это была главная ошибка!!
Карелы, дав имя названию республики, не только не обладали какими-то преимуществами, но и оказались в состоянии кризиса как этнос.
Реальной становилась перспектива исчезновения этого народа, прежде всего, в ходе естественной ассимиляции.
В годы перестройки обозначились различные взгляды на пути решения вопроса о сохранении и развитии карельского народа. В центре внимания оказался карельский язык.
К сожалению как тогда так и сегодня всем карельским Движением рулили или предатели или коммунисты.
Известный писатель Я. Ругоев, выступивший за сохранение карельской культуры, одновременно заявил, что нет смысла пытаться создавать карельскую письменность, так как общим литературным языком для всех карелов может служить финский. Заявление Я. Ругоева вызвало активную дискуссию о судьбах карельского языка.
«Открытое письмо к жителям Карелии», опубликованное 5 апреля 1989 г. в газете «Ленинская правда» стало поводом для другого обсуждения. Проанализировав итоги выборов народных депутатов, состоявшихся 26 марта 1989 г., его авторы отметили, что из 71 кандидата только 13 представляли коренное населения: 9 карел, 2 вепса и 2 финна. После проведения окружных избирательных собраний зарегистрировали только 5 представителей коренного населения.
Но и это не всё!
Все кандидаты, представлявшие коренное население, включая первого секретаря Карельского обкома КПСС B.C. Степанова, выборы проиграли.
По мнению авторов, «то, что случилось… не является случайностью.
По давней традиции считалось и до сих пор считается, что у нас в Карелии неудобно затрагивать эти больные вопросы!
Самое интересное, что и в Финляндии сейчас происходит тоже самое, Заговор молчания!!!
Среди виновников такой ситуации авторы письма называли мигрантов, чуждых истории и культуры края.
Зазвучали требования о законодательном определении статуса карельского языка.
В мае 1989 г. в Петрозаводске состоялась конференция «Карелы: этнос, язык, культура, экономика». Участники конференции обратились к Министерству народного образования КАССР с предложением ввести преподавание карельского языка для карел в детских садах и начальных классах, не препятствовать изучению карельского языка лицами других национальностей. Предлагалось открыть кафедру родных языков в КГПИ и отделение родного языка в ПГУ. Создается Общество карельской культуры. Общество ставило перед собой задачи развития культуры и языка карел, воспитания у них уважительного отношения к своему историческому наследию, участия в решении вопросов, затрагивающих интересы карельского народа. В центре внимания общества находилась проблема карельского языка. К весне 1989 г. общество насчитывало около 300 членов, в основном петрозаводчан. Его отделения создаются в Олонце, Пряже, Паданах и Сегеже. Общество карельской культуры не занималось политической деятельностью. Теперь мы знаем, что оно создавалось, не для того чтобы восстановить этническую карельскую составляющую в Карелии, а скорее чтобы её уничтожить. Это легко увидеть сегодня посмотрев результуты деятельности этих людей. С осени 1990 г. в Карелии в ноябре появляется группа А. Григорьева, со временем оформившаяся в «Карельское движение», своей целью определила отстаивание социально-политических, экономических интересов карелов путем пересмотра национально-государственного статуса Карелии. Пожалуй это была единственная заинтересованная активная группа карел в возрождении и восстановлении карельского народа. Для этого предлагалось создать общественно-политическое движение, которое координировало бы деятельность всех национально-культурных обществ финно-угорских народов. Однако эти общества не проявили интереса к предложению!!! Обществом карельской культуры в декабре 1990 г. было принято решение о проведении в июне 1991 г. республиканского съезда карел для выработки единой республиканской комплексной программы национального возрождения карельского народа в Карельской АССР, включающей в себя решение вопросов социальной, экономической и демографической сфер. 16 января 1991 г. это предложение поддержал Президиум Верховного Совета Карельской АССР. Выборы делегатов состоялись весной 1991 г. Сегодня мы уже знаем, что люди создавшие этот съезд, специально слили, этот единственный политический рычаг, созданный заинтересованными в возрождении нашего народа карелами. В Конституции КАССР 1978 г. даже не упоминается о карелах, не определяется статус карельского языка. Принятая Верховным Советом республики в августе 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР продолжила линию на территориальный, а не национальный характер карельской государственности. На протяжении всей истории существования карельской государственности, в составе российской империи, статус государства оставался и остается лишь формальностью. Все последние 300 лет Карелия была лишь оккупированной территорией для русских, которую они использовали для того чтобы грабить наш народ и забирать у нас наши ресурсы.
Продолжение следует.